В рамках работы по формированию у подростков навыков эффективного взаимодействия с окружающими специалистом по социальной работе Нижнекамского центра «Веста» Гульнарой Гизатуллиной на социальном участке №10 среди 13 подростков было проведено групповое занятие «Умеем ли мы слушать» из социальной технологии «Эффективное взаимодействие». Цель: формирование умения слышать окружающих.
В начале занятия специалист предложила ребятам представиться и назвать определяющие его: животное, птицу, растение, погоду. Затем довела до них, что в жизни нам часто приходится общаться с разными людьми. С одними мы общаемся охотно, а другим человеком нам общаться не хочется. Прочла ребятам стихотворение «Хорошее настроение» и предложила участникам подумать, хотели ли бы они общаться с героем стихотворения? Почему?
В середине занятия специалист провела тест «Умеете ли вы слушать». Каждый участник группы получил свою анкету с вопросами и по его итогам выяснил для себя какой он слушатель. Затем поиграли в игру «Испорченный телефон». В игре должны были участвовать 5-8 человек, остальные зрители. Задача участников передать информацию по возможности без искажения. Первый из группы получил информацию, которую нужно быстро и точно передать второму. Остальные участники игры ждали за дверью. Затем в комнату пригласили третьего участника, которому второй рассказывал услышанную историю и т.д. зрители внимательно слушали и записывали на бумаге все искажения текста. После этой игры специалист довела до участников, что именно так человек слышит, что ему говорит другой. Каждый по- своему воспринимает и передает информацию и слушание является важным качеством личности, и учиться этому надо в первую очередь, поскольку слушать приходится часто. В ходе дискуссии «Как надо слушать», ребята составили правила общения.
В рефлексии «Живая анкета» участники по кругу ответили на следующие вопросы: Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии? Что тебе понравилось? Что не понравилось?