Время выбрать профессию

Специфика организации профориентационой работы обучающихся и совершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и  инвалидностью

Перед обучающимся и совершеннолетним получателем социальных услуг встает задача профессионального самоопределения. Однако, как показывает практика, многие не могут справиться с этой задачей, поступают в профессиональные учебные заведения не ориентируясь на собственные возможности, потребности рынка труда в той местности, где проживают. Как результат, разочарование в профессии, невозможность устроиться по специальности. В итоге далеко не все выпускники средних и высших учебных заведений работают по профессии. Особенно остро эта проблема стоит у лиц с ОВЗ и инвалидностью, так как помимо других факторов необходимо учесть уровень собственных психофизических особенностей и умственных возможностей.

- При организации профориентационной работы необходимо уделять особое внимание тому, чтобы лица с ОВЗ или инвалидностью одной стороны стремились стать уникальными высокопрофессиональными специалистами по направлениям трудовой деятельности, востребованным на рынке труда в той местности, где они проживают или планируют проживать, а с другой – выбирали такие профессии, где нарушение здоровья не будет препятствовать выполнению должностных обязанностей.

Таким образом, профориентация получателей социальных услуг с ОВЗ включает в себя следующие элементы:

  • ознакомление     с      профессиональными     квалификационными характеристиками;
  • познание своих психофизиологических особенностей, возможностей и ограничений;
  • получение рекомендаций специалистов по выбору будущей профессии.

Определение содержания работы с учащимися в зависимости от их возраста, степени информированности о мире профессий и готовности к профессиональному самоопределению. Кратко эту работу можно представить в следующем виде.

 

Цель работы: сформировать осознанное профнамерение, учитывающее специфику рынка труда региона и возможности физического здоровья лица с ОВЗ.

 

Задачи:

выявление профинтересов, способностей и возможностей учащегося (с учетом наличия ОВЗ);

формирование адекватной самооценки и уровня притязаний; подбор профиля первоначальной профессиональной подготовки; ознакомление с профессиограммами предпочитаемых профессий.

 

 

Групповые дискуссии на темы:

Примерный план построения цикла индивидуальных профконсультаций для учащихся старших классов

  1. Информационный этап. Проведение справочно-информационных консультаций общего характера: о рынке труда, мире профессий, их классификации, выявление информированности учащихся о мире профессий.
  2. Работа с профессиографическими материалами.
  3. Этап выбора сферы трудовой деятельности. Определение интересов и склонностей к определенной профессиональной деятельности.
  4. Этап   соотнесения   личностных   особенностей   и   физических возможностей с выбранным направлением профессиональной деятельности. Диагностика личностных особенностей и физических возможностей применительно                         к           области           предпочитаемой               профессиональной

направленности.

  1. Этап сужения поиска. На этом этапе целесообразно сгруппировать учащихся по типам профессиональной направленности. Проводятся справочно-информационные консультации, связанные с выбранными типами профессий, путями их приобретения, профессионально важными и профессионально желательными качествами и т.д. Уточняются мотивы выбора профессии. Происходит конкретизация целей. Проводится диагностика профессионально важных качеств. Делаются выводы о профпригодности в связи с наличием ОВЗ. В случае невозможности занятия выбранной профессиональной деятельностью производится корректировка первоначального профнамерения.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International