Перед обучающимся и совершеннолетним получателем социальных услуг встает задача профессионального самоопределения. Однако, как показывает практика, многие не могут справиться с этой задачей, поступают в профессиональные учебные заведения не ориентируясь на собственные возможности, потребности рынка труда в той местности, где проживают. Как результат, разочарование в профессии, невозможность устроиться по специальности. В итоге далеко не все выпускники средних и высших учебных заведений работают по профессии. Особенно остро эта проблема стоит у лиц с ОВЗ и инвалидностью, так как помимо других факторов необходимо учесть уровень собственных психофизических особенностей и умственных возможностей.
- При организации профориентационной работы необходимо уделять особое внимание тому, чтобы лица с ОВЗ или инвалидностью одной стороны стремились стать уникальными высокопрофессиональными специалистами по направлениям трудовой деятельности, востребованным на рынке труда в той местности, где они проживают или планируют проживать, а с другой – выбирали такие профессии, где нарушение здоровья не будет препятствовать выполнению должностных обязанностей.
Таким образом, профориентация получателей социальных услуг с ОВЗ включает в себя следующие элементы:
Определение содержания работы с учащимися в зависимости от их возраста, степени информированности о мире профессий и готовности к профессиональному самоопределению. Кратко эту работу можно представить в следующем виде.
Цель работы: сформировать осознанное профнамерение, учитывающее специфику рынка труда региона и возможности физического здоровья лица с ОВЗ.
Задачи:
выявление профинтересов, способностей и возможностей учащегося (с учетом наличия ОВЗ);
формирование адекватной самооценки и уровня притязаний; подбор профиля первоначальной профессиональной подготовки; ознакомление с профессиограммами предпочитаемых профессий.
Групповые дискуссии на темы:
Примерный план построения цикла индивидуальных профконсультаций для учащихся старших классов
направленности.