Инструкция по организации антитеррористической защищенности

 

Инструкция

по организации антитеррористической защищенности ГАУСО «КЦСОН «Гармония» МТЗ и СЗ РТ в Буинском муниципальном районе»

 

  1. Введение

 

Целью Инструкции является упорядочение деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан учреждений (далее – учреждения).

Инструкция предназначена для использования руководителями учреждений в организации защиты объектов.

Инструкция устанавливает общие подходы к обеспечению защиты учреждений, в т.ч. их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.

Система и порядок (способы) охраны объектов регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015г. №272, федеральными законами от 21.07.1997 г. №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 14.04.1999г. №77-ФЗ "О ведомственной охране", от 11 марта 1992г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. № 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности", руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Инструкцией.

 

2. Обеспечение охраны учреждения

2.1. Общие положения

 

2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты учреждения несет его руководитель.

2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану учреждения.

2.1.3. Под охраной учреждения подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.1.4. Охрана учреждений может осуществляться полицейскими, военизированными (ВОХР) и сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятия (ЧОП) (далее – наряд охраны), с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть отдела внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных отделов вневедомственной или ведомственной охраны (ОВО), либо сочетанием этих видов охраны.

2.1.5. В учреждениях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, может функционировать внутриобъектовая (собственная) служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.

В учреждениях, в которых не предусмотрен пропускной режим, необходимо:

- прописать порядок организации визуального наблюдения работников учреждения за посетителями;

- из числа сотрудников учреждения назначить ответственного за поддержание внутреннего распорядка в учреждении и организовать проведение еженедельных инструктажей сотрудников об антитеррористической безопасности;

- разработать инструкцию по осмотру помещений учреждения в конце рабочего дня и сдачу учреждения под охрану (сторожу или вневедомственной охране).

2.1.6. Для несения службы по охране учреждений подбираются сотрудники (работники) ВОХР, сторожевой охраны, ЧОПов, имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.

2.1.7. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией учреждения о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования техническими средствами охраны (ТСО).

2.1.8.  Руководитель учреждения обязан:

- организовать охрану учреждения и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору;

- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны учреждения с определением уязвимых мест, разрабатывать исходные требования на оборудование объекта ТСО;

- обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи, разъяснять персоналу учреждения необходимость соблюдения этого требования;

- обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, ограждения учреждения, модернизацию ТСО;

2.1.9. Обязанности сотрудника охраны учреждения определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, планом охраны объекта, паспортом антитеррористической безопасности, разрабатываемых администрацией учреждения с учетом данной Инструкции.

В должностных обязанностях сотруднику охраны определяются:

- порядок подчиненности;

- место несения службы;

- задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение;

- порядок приема и сдачи поста, его особенности;

- список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, а также порядок связи с этими работниками;

- порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала учреждения;

- порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками учреждения;

- порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений учреждения, выведенных на пульт;

- порядок проверки исправности ТСО и связи;

- порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения учреждения;

- порядок действий при получении сигнала "тревога", а также при проведении учебных тренировок персонала учреждения;

- порядок действий при проведении в учреждениях массовых мероприятий;

- порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима;

- время и место приема пищи.

 

2.2. Организация службы по охране учреждений

 

2.2.1. Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают:

- охрану учреждения или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей, охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;

- реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации;

- пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;

- участие в локализации и ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.

2.2.2. Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы, осуществляющей охрану учреждения.

Применение оружия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.2.3. Контроль за несением нарядом службы по охране учреждения осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, руководителями (представители руководителей) учреждений в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.

2.2.4. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:

- знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны;

- проверять организацию службы охраны учреждения и исправность ТСО;

- получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о чрезвычайных происшествиях, связанных с охраной учреждения;

- давать письменные предложения о временном усилении охраны учреждения или его отдельных помещений (подразделений) в пределах установленной штатной численности личного состава.

Результаты проверки организации охраны учреждения, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом.

2.2.5. Советом безопасности Республики Татарстан, Оперативным штабом национальной антитеррористической комиссией по Республики Татарстан, в соответствии с планами-заданиями, периодически проводится изучение состояния защищенности учреждений с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.

 

2.3. Обязанности сотрудника охраны учреждения

 

2.3.1. В компетенцию сотрудника охраны входит:

- контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, установленных на контрольно-пропускном пункте (КПП);

- сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану;

- принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей;

- участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва;

- прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.

2.3.2. Сотрудник охраны должен знать:

- руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на охраняемом объекте;

- правила внутриобъектового режима;

- порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);

- требования охраны труда и производственной санитарии;

- расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.

2.3.3. Сотруднику охраны запрещается:

- самостоятельно сдавать под охрану и снимать из-под охраны помещения учреждения;

- сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке в учреждении, пароль, а также присвоенные пультовые номера;

- разглашать сведения об особенностях учреждения, порядке хранения ценностей (наркотических веществ) и организации охраны.

 

 

  1. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Инженерно-техническое укрепление учреждения - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

Основой обеспечения надежной защиты учреждения от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.

В целесообразных случаях для усиления защиты учреждения и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения.

В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов учреждения и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.

Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение учреждения системой пожарной сигнализации, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России.

Пожарная сигнализация при наличии технической возможности подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.

 

  1. Ограждения периметра, отдельных участков территории

учреждения

 

4.1.1. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию учреждения, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).

4.1.2. В учреждениях, к которым предъявляются требования о запрете несанкционированного проникновения, должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории учреждения.

4.1.3. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.

К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. Если такие здания одноэтажные, на них следует устанавливать дополнительное ограждение.

Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

4.1.4. Выбор конструкций и материалов основного ограждения учреждения, обеспечивающих требуемую надежность защиты учреждения, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).

 

4.2. Ворота, калитки

 

4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию учреждения. По периметру территории учреждения могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.

На отдельных участках периметра учреждения и с внешней стороны ворот на объектах следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а в категорированных учреждениях - противотаранные устройства или использовать шлюзовую систему ворот.

4.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.

Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

4.2.3. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.

Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.

4.4. дверные конструкции

 

4.4.1. Входные двери в учреждение должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений учреждения.

Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу.

Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

4.4.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов в учреждение, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью.

При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.

 

4.5. Оконные конструкции

 

4.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях учреждения должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.

4.5.2. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию.

Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения.

При установке защитного остекления (решетки, ставни, жалюзи и др.) силовые элементы на окна могут не устанавливаться.

 

4.6. Другие технологические каналы

 

Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией учреждения здравоохранения.

 

5. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАННОЙ И ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

 

 

5.2. Защита здания, помещений

 

5.2.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. и.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения учреждения.

5.2.2. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.

 

 

6. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ОХРАННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

6.1. Системы охранного телевидения (СОТ) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории учреждения в помещение охраны. Применение охранного телевидения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.

6.2. В учреждениях телевизионными камерами (ТК) следует оборудовать:

- периметр территории;

- КПП;

- главный и служебные входы;

- другие помещения по усмотрению руководства учреждения или по рекомендации подразделения охраны.

6.3. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности ТК, объект (зона объекта) должен оборудоваться охранным освещением видимого или инфракрасного диапазона. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора ТК. При использовании СОТ цветного изображения применение инфракрасного освещения недопустимо. Кроме того, СОТ цветного изображения не рекомендуется применять на периметре территории.

Для записи телевизионных изображений могут применяться видеонакопители.

 

7. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

 

7.1. Система оповещения в учреждении и на его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем учреждения.

7.2. Оповещение людей, находящихся в учреждении, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:

- подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории учреждения с постоянным или временным пребыванием людей;

- трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.

7.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:

- включением аварийного освещения;

- передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах);

- включением световых указателей направления и путей эвакуации;

- дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).

7.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.

7.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.

7.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.

7.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью учреждения.

7.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.

 

8. ОБОРУДОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМОЙ

ОХРАННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

 

8.1. Периметр территории, здания учреждения должны быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1. 046-85.

8.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания, тропы наряда (путей обхода).

8.3. В состав охранного освещения должны входить:

- осветительные приборы;

- кабельные и проводные сети;

- аппаратура управления.

8.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости и в дневное.

8.5. Сеть охранного освещения по периметру учреждения и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.

 

 

 

 

Работник, уполномоченный на решение

задач в области гражданской обороны и

ответственный по пожарной безопасности КЦСОН                                                      В.А. Шагиахметова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление: 14 ноября 2023 г., 17:30

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International