Должностная инструкция педагога-психолога

 

СОГЛАСОВАНО

 

Председатель Профкома

ГАУСО РЦДПОВ «Радость» («Шатлык»)

______________Р.Х. Гиниятуллина

«___»  __________  20____  года

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Директор ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

_____________ З.Д. Ганеева

«___»  __________  20____  года

 

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

педагога - психолога

 

  1. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность воспитателя.

1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников и осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реабилитационного и образовательного процесса.

1.3. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.4. Требования к образованию и обучению работника:

- высшее образование по профильным направлениям.

1.5. Логопед подчиняется непосредственно директору учреждения и зав. отделением социальной адаптации.

 

Педагог - психолог должен знать:

- Конституции Российской Федерации и Республики Татарстан;

- Декларацию прав человека.

- Конвенцию о правах ребенка.

- Основные международные  документы о социальной политике в отношении детей, в том числе детей-инвалидов.

- Законодательство в области социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны труда, медицинского страхования.

- Инструктивно-нормативные документы вышестоящих органов и социально-психологической службы.

-. Учредительные документы учреждения.

- Этические нормы психолога.

- Дисциплины: общая психология, психология личности и дифференциальная психология, детская, возрастная и семейная психология, педагогическая психология, социальная психология, медицинская психология, нейропсихология,  патопсихология, соматопсихология, основы дефектологии, психотерапии и сексологии, психогигиена, профориентация, психологическое консультирование и психокоррекция, принципы и методические основы формирования индивидуальной программы реабилитации инвалида, психопрофилактика, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга.

- Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.

 

Педагог-психолог должен уметь:

- Использовать качественные и количественные методы психологического обследования.

- Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований.

- Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития ребенка.

- Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.

- Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы.

- Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием ребенка.

- Проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми.

- Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности детей, препятствующие нормальному протеканию процесса развития.

- Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации  родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

 

2 ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ

2.1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.

2.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной и реабилитационной среды учреждения.

2.3. Психологическое консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

2.4. Психологическая коррекция поведения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.5. Психологическая диагностика детей.

2.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного и реабилитационного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.7. Психопрофилактика.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 Педагог-психолог выполняет следующие  должностные обязанности:

3.1. Проводит необходимые диагностические исследования и интерпретирует их результаты с целью выявления уровня психического развития ребенка, направленного в учреждения в соответствии с возрастными нормами.

3.2. Разрабатывает рекомендации в рамках индивидуальной программы реабилитации и  абилитации ребенка, направленного в учреждения.

3.3. Совместно с другими специалистами учреждения обеспечивает реализацию индивидуальных программ реабилитации  и абилитации ребенка с учетом возрастных особенностей и оценивает эффективность их выполнения, заполняя индивидуальную карту реабилитации ребенка.

3.4. Проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3.5. Взаимодействует с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка, направленного в учреждения.

3.6. Проводит просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляет обучение родителей основам психологических знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

3.7. Знакомит специалистов центра, осуществляющих образовательную и реабилитационную деятельность с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья,  с современными исследованиями в области психокоррекции. Консультирует по проблемам взаимоотношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации  и другим профессиональным вопросам.

3.8. Разрабатывает рекомендации по выбору путей общеобразовательного и трудового обучения детей и подростков, находящихся в учреждении. Обеспечивает психологическое сопровождение процесса обучения.

3.9. Занимается пропагандой психологических аспектов здорового образа жизни среди детей и подростков, находящихся в учреждениях.

3.10. Разрабатывает рекомендации по созданию оптимальной социально-психологической среды в учреждении.

3.11. Формулирует и обосновывает реабилитационное психологическое заключение. Проводит статический анализ показателей психологической диагностики и реабилитации.

3.12. Ведет отчетно-учетную документацию, оформляет протоколы результатов оказания психологической помощи, прогноза и рекомендаций.

3.13. Соблюдает и исполняет стандарты качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания.

3.14. Соблюдает требования противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.

 

4. ПРАВА

Педагог-психолог имеет право:

4.1. На материально-техническое и методическое обеспечение своей профессиональной деятельности.

4.2.Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями предусмотренными настоящей инструкцией.

4.4. В пределах своей компетенции сообщать директору учреждения о всех выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности учреждения (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.

4.5. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него с разрешения руководителя учреждения.

4.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

 

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса;

5.2. За нарушение прав и свобод ребенка;

5.3. Охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения воспитательно-образовательного процесса;

5.4. Причинение ущерба учреждению в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей;  за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в логопедическом кабинете;

5.5. Конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведений;

5.6. Необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком;

5.7. За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с планом и графиком.

5.8. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.9. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.10. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Последнее обновление: 18 января 2024 г., 16:19

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International