Рисование песком как эффективный метод реабилитации в Джалильском доме-интернате.

19 апреля 2019 г., пятница

Одним из наиболее действенных методов арт-терапии является подвид песочной терапии - рисование песком.  Основываясь на потребностях человека, психолог Назмутдинова Г.М.  разработала курс песочной терапии, который проводится в виде занятий. Число занятий зависит от множества факторов, например от состояния познавательных процессов проживающих и реабилитационного прогноза. Занятия проводятся в кабинете психологической разгрузки,  не менее 10 занятий, каждое длительностью 40-45 мин. При таком режиме участники занятий не перегружаются и успевают вовремя пройти курс других реабилитационных мероприятий. Занятия проводятся еженедельно: такая интенсивность не дает человеку  потерять приобретенные в ходе занятия навыки и позволяет поддерживать постоянный интерес к работе. Рекомендованное количество участников группы - 6 человек; это обеспечивает каждому возможность проявить себя, быть услышанным другими участниками. Метод эффективен для всех возрастных категорий людей, а неоднородность половозрастного состава группы является тонизирующим фактором для участников занятия, способствует развитию положительной групповой динамики: жители активно обмениваются опытом, оказывают помощь друг другу и проявляют инициативу. В занятия входят следующие элементы:

• рисование песком на световых столах;  элементы телесной терапии (в виде упражнений на развитие мелкой моторики);

•  элементы музыкотерапии;

 •  коммуникативные упражнения для установления доброжелательной атмосферы в группе.

Сама сыпучая структура песка, различные по размеру песчинки оказывают воздействие при касании их пальцами, а сигналы, поступающие через нервные окончания в мозг, стимулируют его работу. Систематическая работа с данным материалом стимулирует развитие мелкой моторики, что способствует восстановлению интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а также улучшает физическое состояние. Первые дни занятия целесообразно посвящены ознакомлению с рабочим материалом, акцентируя внимание на вызванных ощущениях. Участникам предлагается потрогать песок, почувствовать его тепло и структурность, выполняя при этом простые упражнения: отпечатки рук (ладонью и ее тыльной стороной, кулаком, отпечатки с одновременным использованием нескольких пальцев, симметричные отпечатки двумя руками и рисование несложных картин). Последующие занятия можно проводить  более интенсивно, сменяя одно упражнение другим. Рисование стимулирует базовый психический процесс - тактильные ощущения, воздействуя через рецепторы пальцев.

Данная работа влияет не только на соматические функции, но и способствует релаксации. При рисовании песком не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает передачу форм предмета: художественно значимые изображения получаются легче, что и повышает самооценку. В процессе занятия жителям предлагается поучаствовать в различных упражнениях, что значительно способствует раскрепощению и улучшению взаимодействия друг с другом. В качестве дополнительного элемента при работе с песком целесообразно использовать музыкотерапию. Совместив в работе данный вид терапии и рисование песком, удается достигнуть хороших результатов по восстановлению душевного состояния.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International